...И печаль была тяжкой. Шестнадцатитонной.

Что мне толку от этих тонн?

Погляди: твои глазки - хамелеоны.

Да и сам ты - хамелеон.

Высока колокольня - да ниже рая.

А внизу - сто голов бабья.

Они там; они стонут, они взывают -

Что ты скажешь им, выходя?

Дай им волю - по нитке растащат. Долго ли?

Страшный крест ты несешь в горбе.

Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол.

Он звонит по тебе.

 

 

Лицо изменчиво - и знакомо.

И силюсь понять вотще...

Ты нравишься мне на обложке "ОМ"а.

Ты нравишься мне - вообще.

 

А я тебя люблю… спокойнее и строже.

Но гонит тот же шторм судьбы моей ладью.

Меж нами целый мир, и мы с тобой несхожи,

Мы вечно не вдвоем… но я тебя люблю.

Ты абрис мой ночной, а я твоя ошибка.

Мне вечно называть любимого на «вы».

Как пьет из сердца кровь неяркая улыбка,

Изящный поворот прекрасной головы.

И вот наступит день, когда мы станем ближе:

Ты мне откроешь дверь, ты мне шепнешь «привет»…

Нет счастья на земле, но счастья нет и ниже.

Я посмотрю в глаза… и я отвечу «нет».

 

Я паду, как в землю семечко,

Как в конце спектакля – маска.

Твоя маленькая девочка,

Твоя розовая сказка.

Ты положишь меня рядышком,

Для меня взобьешь подушку.

Твоя глупенькая лапушка,

Твоя мягкая игрушка.

Жаль, что тоненькая стрелочка

Не замрет ни на мгновенье.

Помнишь маленькую девочку

Из эпохи Возрожденья?

 

…И на краю страшнейшей из агоний –

Спокойна, как движение светил.

Мой ежик исколол мне все ладони,

Но он так добр, ласков и так мил.

В моем мозгу гнездятся двое, трое,

И каждый хочет разорвать его.

…Я вижу на ладонях капли крови,

Но это – маки с поля твоего.

Они сомкнутся над моей могилой,

Чтоб затерялся стон мой и затих.

Ты насмерть проколол мне сердце, милый,

Одним лишь взглядом светлых глаз твоих.

 

И взгляд мой жесток, и набит колчан,

Моя тетива упруга.

О, я никому, никому не отдам

Моего золотого друга!

И тысячи сел я предам огню –

Пусть весело вьется пламя!

Чтоб, злобу оставив бродяге-дню,

Мне плакать о Нем ночами.

А после – снимусь и уйду во тьму.

Стальная крепка кольчуга.

Никому не отдам – и себе не возьму –

Моего золотого друга.

 

Вот я снова пишу, и скажу тебе честно:

Да, я плачу опять.

Почему и зачем – никому не известно

И тебе не понять.

Но тебе и не надо – не думай об этом.

Не смеясь, не виня.

Я уйду в никуда с этим ранним рассветом –

Посмотри на меня.

Посмотри и запомни. Ты был щедрым даром,

Мне ответ на мечты.

…Даже если я выгнусь под чьим-то ударом –

Это будешь не ты.

Даже если заплачу от чьих-то улыбок,

Задрожу от огня –

Это будет другой. Ты не сделал ошибок.

Посмотри на меня. 

 

Вот я посмотрела на кисть, а пальцев – четыре. 

Нет, я не пьяна, мне от слез их кажется меньше.

…Он был бы самым красивым любовником в мире.

Я была бы самой горячей из всех его женщин.

Мы были бы счастливы вместе, томились в разлуке.

Мы оба делили бы дни своего увлеченья.

И я б без конца целовала любимые руки,

И я бы без слез покорялась изгибам теченья.

В своих разговорах мы были бы так осторожны.

Встречались бы тайно и редко, в пустынной квартире…

Господь, ты же знаешь – такого не будет, но все же –

Он был бы самым красивым любовником в мире!..

 

Я нарисую Вам закат

В барашках пены на волне

И северных лиан каскад,

Спускающийся по стене.

Я нарисую Вам финал

Всего, что будет и что есть,

Чтобы мой друг себя узнал

В не так, не нынче и не здесь.

Я нарисую Вам сады,

Прекрасные на склоне дня…

Когда глотки «живой воды»

Вас не отнимут у меня.

 

Еще слова мои легки,

Еще они не отзвучали…

Ты дал мне мрак такой тоски,

Ты дал мне свет такой печали.

И эту грусть не побороть,

И некуда от страсти деться.

Мои слова обрящут плоть

И станут кровью в теплом сердце.

Но посмотрели сверху вниз

На нас нефритовые бонзы…

И вот слова легли на лист

И стали тяжелее бронзы.

 

Я б спросила у актера:

«Как Вы этого добились,

Что душа моя трепещет

И тоскует отчего-то?»

Я спросила бы у птицы:

«Как летать ты научилась?» –

Но разрушить я не в силах

Чудо вешнего полета.

Я б спросила у актера:

«Как другими притворяться

Так, что верят, так, что плачут,

Что летят на сцену розы?»

Я б у бабочки спросила:

«Как ты можешь так меняться?» –

Но стара, как мир, загадка

Ветреной метаморфозы.

Я б спросила у актера:

«Вас не мучат ли сомненья,

Ведь не зря так долго были

Лицедеи вне закона?..»

Я б у Господа спросила:

«В чем людей предназначенье?»

…Дождь грибной так ясно плакал

В день открытия сезона.

 

Мальчик-фантазия… Рано и поздно.

Слышишь за окнами сдавленный хрип?

Я буду ласточкой. Хочешь быть розой?

Я прямо сердцем лечу на шип.

Мне ни стихом не сказать, ни прозой,

Как тяжело мне смотреть назад.

Я стала ласточкой. Стань моей розой!

Мне прямо в сердце войдет твой взгляд.

В руки дышу - только что с мороза.

Место в партере, последний ряд.

Будь моей желтой, изменной розой,

В грудь мне воткни свой невинный взгляд!

 

Вижу; глаза хоть закрой, хоть цементом замажь, но

Вижу, я вижу Вас в каждом лице и окне.

Верьте: влюбленная женщина - это страшно.

Влюбленная русская женщина - страшно вдвойне.

Я у экрана - у входа - у сцены с цветами.

Взгляды - и шепот - и сердце бросаю: лови!

Как по ночам безнадежно беседую с Вами -

Плач - рот закрою рукой, и ладони в крови.

Знаю, что Вы мной придуманы просто от скуки.

Знаю, что сердце мое вновь вернется домой.

Только пока - вновь бессильно кусаю я руки

В час, когда Вы не со мной - или все же со мной?

 

Я люблю тебя. Я переполнена этим.

Любовь капает с моих пальцев.

Любовь - это то, чем полны мои вены.

Любовь - это кончики длинных волос.

Это первый аккорд восходящего солнца.

Любовь - это счастье снова проснуться.

Любовь к тебе - и к миру с тобою.

Любовь капает с моих пальцев.

Смотри на нее и любуйся ею.

Любовь - это я и ты - сквозь меня.

Сжимает мне сердце - вздохнуть боюсь.

Глазами ловлю восходящее солнце,

Светлое утро моего счастья.

Я люблю тебя. Эта любовь - как море.

Я переполнена этим морем,

И любовь капает с моих пальцев.

 

И в тринадцать, когда стихи кровью рыдали

И любовь была вне закона,

И в пятнадцать, когда меня за ноги рвали

Из открытого рта балкона.

И когда о ладонь я тушила спички.

Чтобы этот дурак – поверил,

И когда у последней за жизнь электрички

Закрывались со стуком двери,

И когда я сто тридцать таблеток глотала

И хотела, чтоб горлом – кровь…

Господи! Если бы я тогда знала,

Что бывает такая любовь…

 

Если скажешь подонку: «Сволочь», -

Повторить не сможешь.

Если на руку выльешь щелочь –

Это только кожа.

Но бывает, что плачут вены

У тебя внутри.

Где два сердце сожгли на сцене –

Там сгорело три.

 

Я - лишь точка на теле одной из планет,

Я мышонок из чопорной сказки.

Я одна; тебя нет; а когда тебя нет,

Мое тело скучает по ласке.

Сплю одна; разметавшись, лежу на спине -

Пальцы ритм себе выбрали сами…

И невнятно шепчу, и к кому-то во сне

Потянусь безотчетно губами.

И рассвет, посреди простыни - влажный след,

Открываются сонные глазки…

Я одна; тебя нет; а когда тебя нет,

Мое тело скучает по ласке.

 

Хрипатый голос - как у вора

И у орла.

И посредине разговора -

Колокола.

А этот голос - беззаботен

И слишком юн

В своем разрыве духа с плотью,

В надрыве струн.

И ожидая безотчетно,

Как ждут тепла -

Вы вслушаетесь, и замрете -

В колокола.

 

Если - фурор и молва повсеместная,

Если сон сделался явью,

Дай Вам Господь устоять над разверстою

Пастью людского тщеславья.

Если - загон, час безвинной расплаты,

Если весь мир фиолетов,

Дай Вам Господь не забыть, что закаты -

Вестники скорых рассветов.

А если тоска заполнит полсвета

Голосом колокольным,

Дай Вам Господь, по слову поэта,

Быть и спокойным, и вольным.

 

Когда-то был замок у самой воды,

Где ветер и скалы.

И в нем жила дева прекрасней звезды

И чище опала.

…Он был сыном гор, не боящимся скал;

Высок был и бледен.

Он чей-то синьор был, и чей-то вассал.

Был горд он, но беден.

Где встретил ее он, где видел портрет -

Божественный профиль?

И странный, безумный затеплился свет

В глазах цвета кофе.

Он жил в шалаше у прибрежных камней

Без денег и хлеба.

Он розы ей слал цвета светлых огней

Закатного неба.

Он пел ей, и струны устали страдать

В печальном напеве:

Что - пылкий, но нищий певец - мог он дать

Своей королеве?

И слышала дева, как он ее звал:

"Моя королева!" -

Но - чище опала, возвышенней скал

Была эта дева.

И бросился в море безумный певец

Во имя кумира…

Лежала в песке, как забытый мертвец,

Разбитая лира.

И тот же мотив каждый мог угадать

В прибрежном напеве:

Что - пылкий, но нищий певец - мог он дать

Своей королеве?..

 

У каждой - своя пора,

У каждой из нас, из женщин.

Не буду - ни первой с утра

И ни ввечеру - последней.

Свой грим у меня, и роль

Своя же - прозрачно-средняя.

И тушь возле глаз - как смоль

Дневная и предвечерняя.

По небу проводит Солнце

Два облака в поводу.

Закатом зажглись оконца…

Я здесь. Я пришла. Я жду.

 

Выйти под гром оваций.

За руку вывести Страсть.

Любящий должен подняться.

Брошенный должен упасть.

Выйти - и поклониться.

Свет своих глаз - подарить.

Брошенный должен разбиться.

Любящий должен парить.

Как ты играл, о Боже!

Грудью - на острие!

Жизнь проиграл - и все же

Выиграл сердце мое.

 

Точно грифелем да по кафелю –

Чтоб бесследно наверняка, -

Я не часть твоей биографии,

Не страница и не строка.

Что жалеть о давно просроченном,

Что бессмысленно тратить грусть?

Взгляд мой – как карандаш отточенный,

Что рисует Вас – наизусть.

Снова древний пасьянс раскладывать,

Верить в маску, в надежду, в дым.

Каждый жест Ваш – за миг – угадывать,

Всякий раз удивляясь им.

Под подушку класть фотографию,

Чтоб от счастья в слезах – щека…

Я не часть твоей биографии,

Не страница и не строка.

 

Я знаю, и больше не знает никто,

Вы это узнаете первый:

Театр – это место, где платишь за то,

Чтоб тебе истрепали все нервы.

Суровыми нитками душу латать

И сердце тереть на терке…

Театр – это место, где можно шептать,

Чтобы дрогнули на галерке.

Древний и трудный, как буква «ять»,

Но оттого  - бесценный,

Театр – это место, где можно не лгать

И жизнь проживать на сцене.

Вечер… Он тоже играет роль.

Сделались звезды чище…

Театр – это место, где каждый – король

Сегодня, а завтра – нищий.

Здесь ставшую клюквенным соком кровь

За чистую примут монету.

Театр – это место, где есть любовь,

Которой вообще-то нету.

 

Когда-нибудь к тебе спустится ночь,

Которая скажет тебе о судьбе.

Когда-нибудь у меня будет дочь,

И я расскажу ей все о тебе.

Пусть она знает, как сны чисты,

Звезды прекрасны и утра искристы,

Пусть она знает, как долго ты

Был для меня Золотым Артистом.

Я расскажу, как сошла с ума

Ее умная, но молодая мать.

Пусть она увидит тогда сама,

Как ты плакал и как ты умел летать.

Когда-нибудь… через сколько лет?

Но время не лечит слиянье душ.

И если потом она купит билет,

Я скажу лишь: «Возьми водостойкую тушь».

 

Где та странная девочка с локонами голубыми?

Где тот бледный мальчишка, закусывавший перо?

Я, как он, воспеваю одно недоступное имя,

Я – как он, вдохновенный, смешной менестрель Пьеро.

Даже если слова мои радостны и невинны,

Даже если поэт был к себе беспощадно строг,

Безошибочно точно читает моя Мальвина

Безотчетно-слепую тоску меж печатных строк.

…Ты познал чувств тщету, негу боли, разлук неизбежность,

Но бросаешь в безумье опять своих рифм серебро;

Тянет тонкие бледные руки немая нежность

Из любого стиха твоего, бедный мой Пьеро!

 

Ты ко мне подошла, вороная, кой-где с сединами.

Ты звенела, взяла мою руку и стала петь…

Нагадай мне, цыганка, ребенка от нелюбимого,

Нагадай мне сытую старость и глупую смерть.

Ты замолкла, ты видишь судьбу, но тебе не нравится

Моя жизнь непутевая, полная бед и зла?

Нагадай мне, цыганка, давай, нагадай, красавица,

Чтоб влюбилась еще раз, и чтоб еще раз – в козла.

Мне так нравится голос твой, смуглая, с переливами,

Где ты бусы такие чарующие взяла?

Нагадай мне, цыганка, чтоб выйти мне за постылого,

Жить с ним век, по ночам вспоминая того… козла.

Что ж ты плачешь, подруга цыганочка, закрываешься?

Что ж ты правду не хочешь сказать, что же мне суждено?

Нагадай мне, цыганка, круги по воде от камешка,

Что с утеса упал и пошел, как и я, на дно.

 

Солнечный ангел сыграл на трубе

Юную песнь рассвета…

Мысль о тебе мне с утра – как тебе

Первая сигарета.

Дальше – пусть день протечет в борьбе

Тысячи философий,

Но мысль о тебе мне с утра – как тебе

Утренний крепкий кофе.

Я не хочу запрещать себе

Этого безрассудства,

И мысль о тебе мне с утра – как тебе

Счастье просто опять проснуться.

 

Кто-то и в браке – мадмуазель,

Кто-то и врозь – семья.

Кто-то подаст Вам кофе в постель –

Как здорово, что не я!

Кто – вроде хлопкового волокна,

Кто – вроде сорной травы.

Кто-то помашет мне вслед из окна –

Как здорово, что не Вы!

Кто-то родной должен верность хранить

И сглаживать все штрихи…

Зато кто-то вдали – может просто любить

И просто писать стихи!

 

Клены – цвета губ, губы – цвета дней,

Осень – маковой, гиблой масти.

Маки – цвета ржавчины на гвозде,

На котором повешусь от счастья.

 

Препарируй себя, как тушу.

Распинай себя на столбе.

Открывай самому себе душу,

Утопая в самом себе.

Вскрыт, зашит и опять разрезан,

Будешь нервами шить успех,

Чтобы после – одним диезом

Вырвать душу у прочих. Всех!

 

Он был гордым, шальным и стройным,

И он снился ей до зари…

Здравствуй, девочка! Тебе больно?

Здравствуй, девочка! И умри.

Ты жила в своей хрупкой башне…

Были косы твои туги…

Здравствуй, девочка! Тебе страшно?

Здравствуй, девочка! И беги.

Как светлы были ночью лунной

Все подвалы больной души!..

Здравствуй, девочка! Ты безумна?

Так пляши для него, пляши!

 

У меня есть маленькое красненькое сердце.

Укрой меня, липа!

В нем нет обещаний, нету боли, нету света.

Укрой меня, липа!

Что мне делать, если свет луны такой печальный?

Укрой меня, липа!

И зачем мне ждать кого-то, кто придет из мрака?

Укрой меня, липа! 

ã Ксы